На Дальнем Востоке находится больше всего рыбных запасов России и, соответственно, больше всего рыбаков. Тут добывают минтай, сельдь, сардину-иваси, тихоокеанских лососей.
Часто промысловые суда рыбачат в сложных погодных, ледовых условиях, при сильном волнении, но моряки знают: в случае пробоины, намотки снасти на винт, пожара или другой аварии к ним на помощь всегда придут специалисты Дальневосточного экспедиционного отряда аварийно- спасательных работ.
Корреспондент журнала «Fishnews — Новости рыболовства»
поговорил с начальником ЭО АСР Сергеем ПУХОВЫМ
о труде спасателей, авариях, новом оборудовании и перспективах обновления флота отряда.
— Сергей Васильевич, напомните, пожалуйста, читателям, каковы главные задачи Дальневосточного ЭО АСР, когда у спасателей наступают самые «горячие» периоды?
— Более десяти лет назад — в 2013 году — в соответствии с распоряжением правительства спасотряд выделили из состава Приморрыбвода. Было сформировано федеральное государственное бюджетное учреждение
«Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» в составе Росрыболовства.
Основная задача — обеспечение безопасности рыбаков. Дежурим в районах промысла и проводим спасательные операции в случае аварийных ситуаций. Особо пристальное внимание уделяем работе флота на путинах— охотоморской, беринговоморской, южно-курильской, северокурильской и япономорской.
Другая важная задача Дальневосточного ЭО АСР — освидетельствование промыслового флота и судовладельцев на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ). Этим занимаются наши службы в четырех городах: Владивостоке, Находке, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском.
Всего на Дальневосточном бассейне зарегистрировано более 340 компаний и свыше 1100 рыбопромысловых судов, в том числе маломерных.
Эксперты по МКУБ — специально обученные и подготовленные люди из бывших капитанов, механиков, командного состава. Они ежегодно освидетельствуют каждое рыболовное судно на соответствие требованиям кодекса, проводят осмотр судна, аварийно-спасательного имущества, организуют учения экипажа — показывают, как правильно надеть гидрокостюм, завести пластырь на пробоину, включить аппарат для дыхания в случае пожара.
Тем не менее, в некоторых случаях приходится изымать документы о соответствии компании (ДСК) и свидетельства об управлении безопасностью (СвУБ). В основном это происходит после аварий, связанных с травмами и гибелью моряков.
— Вы отметили, что как ФГБУ отряд функционирует уже больше 10 лет. Какие изменения произошли с ним за это время? Появилось ли, например, новое оборудование, были ли скорректированы методы работы?
— Да, то оборудование, которое было приобретено на суда в 1980 году, естественно, физически и морально уже устарело. В течение последних 10 лет его заменили. Закуплены, например, новые удобные водолазные костюмы и другое оборудование, которое позволило водолазам работать в открытом море более эффективно. Винты стали быстрее освобождать от намотанных орудий лова.
Правда, все равно приходится применять много ручного труда, но есть и специальные механизмы, которые ускоряют работу. Намотать может и тросы, и трал, бывает, что синтетическая основа оплавляется, и ее надо разрубать, разрезать — теперь для этого есть современные устройства.
Кроме того, появилось новое спутниковое оборудование VISAT, обеспечившее устойчивую связь как с судами в море, так и с береговыми подразделениями.
— А есть определенные тенденции в статистике аварийных ситуаций за десять лет? Меняется ли год от года их количество, характер?
— С 2013 года отряд выполнил 143 аварийно-спасательные операции: 75 снятий намоток на винто-рулевую группу, 15 буксировок, 24 водолазных осмотра и 29 других работ (снятие судна с мели, очистка кингстонов, осушение отсеков, тушение пожаров, оказание медпомощи). Все это было сделано профессионально и своевременно.
Как видите, большинство происшествий на промысле — намотки тралов и снастей на винты. Если говорить про количество аварий в год, то здесь прослеживается медленное, но верное снижение: если в 2018 году произошло 30 инцидентов, то в 2023 году — только 13.
Приносит плоды профилактическая работа с экипажами, судовладельцами — то самое освидетельствование на соответствие требованиям МКУБ. Наш сотрудник-эксперт проверяет готовность команды к работе в море. Если выявляются какие-то недочеты — своевременно указывает, контролирует их исправление. Люди начинают понимать, что есть слабые места, на которые надо обращать внимание. И в итоге аварийность на рыболовном флоте уменьшается.
— Флот ЭО АСР уже помогал рыбакам в этом году?
— Да, на помощь приходили спасатели «Справедливый» и «Суворовец», дежурившие в Охотском и Беринговом морях соответственно. Так, судам «Капитан Олейничук» и «Катаево» освободили винты от намоток, ярусолову «Аланетт» заделали пробоину в рефрижераторном трюме ниже ватерлинии. Аварийные работы выполнены своевременно, пострадавших и существенного материального ущерба не было.
В ходе минтаевой путины спасательные суда корректировали свои места дислокации — перемещались в районы с максимальным количеством промыслового флота. Таким образом, они могли максимально быстро подойти к месту аварии.
Российский вылов рыбы и морепродуктов растет из года в год и уже достиг 5,3 млн тонн — об этом докладывал руководитель Росрыболовства Илья ШЕСТАКОВ президенту в апреле. Отмечу, что тут есть немалая заслуга и наших спасателей, которые в случае аварий оперативно приходят на помощь и устраняют проблему прямо в море. То есть рыбаки не теряют несколько суток промыслового времени.
— Расскажите, пожалуйста, о труде экипажей спасательных судов. Какие работы они выполняют, как помогают попавшему в беду флоту. Какие спасательные работы самые тяжелые? Какие случаи особо выделяются за последние годы?
— Наши экипажи работают в сложных условиях моря. Часто аварийные ситуации возникают в плохую погоду, что требует от спасателей использовать весь накопленный опыт и выучку.
Несмотря на тяжелые погодные условия, в шторм необходимо подойти к аварийному судну на десяток метров, подать выброску, взять его на буксир. А затем буксировать неуправляемое судно при сильном волнении и ветре в безопасное место для проведения необходимых работ, например, снятия намотки на винторулевую группу. Нагрузка ложится и на капитана, и на вахтенных помощников, и на палубную команду на баке и корме спасательного судна. Такие операции сопряжены с большими рисками, но по-другому — никак…
В пример приведу случай с судном Amber Baltic: зимой прошлого года у него как раз в шторм в Охотском море остановился главный двигатель. Спасатель «Справедливый» в соответствии с поставленной задачей подошел на безопасное расстояние, подал буксир и доставил судно в ближайший порт.
Экипаж ЛСС под командованием капитана Сергея ТОМИЛИНА показал высокий профессионализм при проведении спасательных операций. Особо отличившиеся члены экипажа представлены к ведомственным наградам.
— Сколько у отряда готовых к работе судов?
— В составе Дальневосточного ЭО АСР три ледокольных спасательных судна («Суворовец», «Сибирский», «Справедливый»), морской буксир «Преданный», а также водолазный катер. Этот флот снимает суда с мели, тушит пожары, выполняет подводную сварку и резку, поисковые и эвакуационные работы, буксировку судов и плавучих сооружений, ледовые проводки, оказывает первую медицинскую помощь членам экипажа силами судового врача и лазарета.
Сейчас в эксплуатации два ледокольных спасательных судна («Сибирский» ожидает ремонта). Они готовы прийти на выручку рыбакам в любом районе Дальнего Востока.
— Заявлено о проектировании нового аварийно-спасательного судна для патрулирования в районах рыболовства. Спасотряд принимает участие в этой работе, пожелания ЭО АСР учитываются?
— Да, ведется большая работа: для Дальневосточного и Северного отрядов планируется построить по четыре судна. Активно сотрудничаем с конструкторским бюро «Петробалт», в процессе подготовки проекта учитываются все наши предложения и пожелания. По информации КБ, документы переданы в Российский морской регистр судоходства. Как только проект утвердят, будет приниматься решение о начале строительства.
Конечно, это необходимо, потому что нынешние суда 1980-го года постройки, за 44 года они устарели и физически, и мораль но. Кроме того, благодаря новому спасательному флоту решится проблема с запчастями. Наши ЛСС — финской постройки, а бывшие партнеры из-за санкций прекратили поставку ЗИПа, механизмов, узлов. Отечественные верфи аналогов не делают, а если закупать запчасти через третьи страны, то дешевле получается построить новое судно. Так что поменять, например, главный двигатель сейчас довольно проблематично и затратно…
— Уже можно говорить о характеристиках судна и сроках постройки? Сколько, по вашей оценке, новых судов требуется отряду?
— Проект удовлетворяет всем современным требованиям. Если говорить про количество — четыре таких судна закроют потребности отряда. Напомню, нам необходимо обеспечивать безопасность в Охотском море, Беринговом и Японском морях, на Южных Курилах. Пока при сложившейся обстановке и снижении аварийности четырех ЛСС, я надеюсь, будет достаточно.
В советское время наши рыбаки работали и у Новой Зеландии, и в открытой части Тихого океана, и в других удаленных районах — на сегодняшний день таких дальних российских экспедиций практически нет. Но если российский флот туда вернется, тогда, соответственно, потребуются и новые суда-спасатели.
— Насколько остро стоит в отряде кадровый вопрос? Как вы его решаете? Работаете ли с курсантами?
— Кадровая проблема существует на всем рыбопромысловом флоте, спасателей она тоже не минула. У нас нехватка судоводительского состава, технических специалистов, механиков, электромехаников. Вопрос в заработной плате, а также в том, что учебные заведения выпускают специалистов не в тех количествах, какие были раньше. Мы берем курсантов на практику, на стажировку. Отряд сотрудничает с Дальневосточным мореходным училищем в Находке, Дальрыбвтузом, КамчатГТУ и с этого года с Керченским государственным морским технологическим университетом. На ЛСС «Справедливый» прибывают ребята из КГМТУ для прохождения судоводительской и судомеханической практики. В общем, решаем кадровый вопрос, хоть это и непросто.
— Какие главные задачи на будущее для спасотряда вы бы отметили?
— Основная задача, естественно, — продолжать обеспечивать безопасность рыболовного флота в районах промысла. Будем стараться повышать эффективность работы наших спасателей.
Также постараемся сократить число аварий до минимума. Хочется пожелать рыбопромышленникам тщательнее работать со своими экипажами и принимать своевременные меры по предотвращению аварийных ситуаций.
С этими задачами тесно связана еще одна — подготовка моряков. Как я уже говорил, на спасательных судах проходят производственную практику курсанты мореходных училищ. Опытные наставники передают ребятам свои практические навыки и знания. Это очень важно, ведь чем профессиональнее будут экипажи, тем реже будут случаться аварии.
Каждая компания разрабатывает себе систему по управлению безопасностью. Начинается она с самого важного — организации борьбы за живучесть на судне, а также расписания по тревогам, которое должны знать все члены экипажа.
К каждому рыбацкому судну спасатель не приставишь. Поэтому хотелось бы, чтобы судовладельцы более требовательно относились к своему командному составу и экипажам. На технически исправном судне, естественно, не будут возникать ситуации, опасные для экипажа и другого флота на промысле. Ведь выход из строя главного двигателя или рулевой машины — это очень серьезно… Судно остается без движения, что влечет непредсказуемые последствия в штормовую погоду. Море не прощает ошибок!